Рус
En
Бел

Адрес: 211149, город Чашники, ул. Советская, 44

Е-mail: chashrik@vitobl.by

Факс: 8 (02133) 3 51 75

Телефон: 8 (02133) 3 51 82

Центральная площадь г. Новолукомля Празднование 50-летия г.Новолукомля ОАО "Завод керамзитового гравия г. Новолукомль" Лукомльская ГРЭС ГУ "Территориальный центр социального обслуживания населения Чашникского района" Камень установленный в честь 500-летия г.Чашники Лукомльское озеро деревня Варки Троицкая церковь
Центральная площадь г. Новолукомля
Главная Район Историко-культурное наследие Чашникского района

Историко-культурное наследие Чашникского района

 

Историко-культурное наследие Чашникского района

 

СПИСОК МАТЕРИАЛЬНЫХ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ ЧАШНИКСКОГО РАЙОНА, ВКЛЮЧЕННЫХ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СПИСОК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

№ п/п

Наименование историко-культурной ценности.

Место расположения

Описание

1

Городище раннего железного века (V ст. до н.э.– V ст. н.э.)

д.Гора, за 2 км на северо-запад от деревни



Городище раннего железного века находится на берегу Черейского озера.

Местное название памятника – «Гора».

2

Городище раннего железного века (V ст. до н.э.– V ст. н.э.)

д.Малая Ведрень, за 2 км на северо-восток от деревни


 

Городище раннего железного века расположено в 2 км на северо-восток от деревни Малая Ведрень, на берегу озера Ведреньского.

Местное название памятника – «Городок», «Церковище».

Заболоченная пойма ручья затрудняет подъезды к городищу, до него добраться можно только пешком со стороны аг.Малая Ведрень.

3

Почитаемый камень эпохи бронзы

д.Гоголевка


 






















Почитаемый камень эпохи бронзы расположен возле деревни Гоголевка и является историко-культурным наследием районного уровня.

     Говорят, что между Гоголевкой и деревней Вирки жил Змей, внешне похожий на человека. И был он хорошим портным. Но если заказчик признавался, что одежда нужна на религиозный праздник, мастер специально делал столько изъянов, что в таком наряде и коровам было стыдно показаться! А деньги все равно брал как за отлично сшитую вещь. Змеем он становился, когда вытягивался дугой над Лукомльским озером, чтобы осмотреть округу. А опускался на землю уже в человеческом обличье. Как-то раз увидело чудовище красавицу из деревни Обузерье и принудило девушку жить вместе с ним. Родственники не перечили: в человеческом обличье Змей выглядел барчуком хоть куда.

      Однажды пасла девушка свиней, Змей же спал, положив ей голову на колени. Перед сном он приказал обязательно разбудить его, когда начнет надвигаться гроза. Над озером нависла черная туча. Но девушка решила: будь что будет - и не разбудила своего мучителя. От грома Змей проснулся, ударил девушку со словами: что, мол, сжила все-таки его со света, а потом перелетел через озеро между деревнями Гурец и Симановичи и направился к своему убежищу-камню, до которого оставалось километров пять. Но с третьего удара гром убил чудище. Трое суток не утихал дождь, пока люди не догадались закопать Змея. Однако часто выползал из-под земли вурдалак и вызывал ливни, пока один мудрый старец не предложил засыпать гада землей, принесенной малыми детьми.

      С тех пор стало спокойно в округе… Змеев камень имеет совершенно необычную для наших мест форму. Он напоминает морскую скалу, в которой неустанные волны вымыли многочисленные гроты. Его длина - 12 метров, высота - 4,3, ширина - 2 метра. На вершине глыбы выросла большая сосна. Кто-то обкорнал ее, видно, для того, чтобы не разрушала змеиное жилище, и дерево засохло.   

4

Городище древнего города (V – VIIIстолетия)

аг.Лукомль, на правом берегу р.Лукомка


 

Лукомль находился в ключевом пункте на "Пути из варяг в греки", в междуречье Западной Двины и Днепра. Археологические раскопки в городе выявили культурный слой VIII-IX веков, в котором были найдены и памятники скандинавского происхождения.

Древний город впервые упомянут в 1078 году в связи с противостоянием смоленского и черниговского князя Владимира Мономаха и полоцкого князя Всеслава Брячиславича, когда Мономах опустошил Лукомль в отместку за разорение Всеславом смоленской и новгород-северской волости. При разделе владений Всеслава из Полоцкого княжества было выделено Лукомское княжество, в эпоху которого город пережил расцвет. В XIV веке оно вошло в состав Великого Княжества Литовского, продолжая иметь собственных удельных князей. От Лукомля ведёт своё происхождение княжеский род Лукомских. В 1563 году Лукомль в ходе Ливонской войны 1558—1583 годов был взят штурмом русским войском и сожжён.

В настоящее время представляет собой прямоугольно-вытянутое городище площадью около 0,2 га близ одноимённой деревни на правом берегу реки Лукомки. Неоднократно обследовался археологами. Культурный слой (2—5 м) содержит напластования различных эпох: днепро-двинской культуры, культуры типа Банцеровщины, древнерусского (XI—XIII вв.) времени и эпохи Великого Княжества Литовского.

5

Курганный могильник периода раннего средневековья (IX–XIII столетия)

Прземлянский с/с, д.Васьковщина, 2 км на юго-запад от деревни



 

8 курганов высотой 0,6–3,6 м и диаметром 9-11 м находятся на левом берегу р.Улла. Насыпь песчаная, некоторые обложены камнями. Обнаружила в 1954 году Сухомлинова-Морозова. Раскопки не производились.

6

Курганный могильник-1 периода раннего средневековья(IX– XIIIстолетия)

д.Гоголевка, за 3,5 км на восток от деревни

Курганный могильник-1 периода раннего средневековья расположен в 3,5 км на восток от деревниГоголевка, в 1,0 км на юго-восток от д.Вирки.

Курганы расположены тремя группами по 3,4 и 5 насыпей. Могильник состоит из 12 насыпей вдоль дороги.

7

Курганный могильник периода раннего средневековья (IX–XIII столетия)

д.Столбцы, за 2,3 км на восток от деревни



Курганный могильник периода раннего средневековья расположен в 2,3 км на восток от д.Столбцы, на юго-западном берегу оз.Лукомльское, справа от дороги Новолукомль-Столбцы, примыкает справа вплотную к дороге, ведущий к профилакторию «Сосновый Бор».

Имеет местное название «Волотовки»

8

Курганный могильник периода раннего средневековья (IX–XIII столетия)

д.Закурье, за 1,5 км на юг от деревни


 

Курганный могильник периода раннего средневековья расположен в 0,4 – 1,6 км на юг от д.Закурье, по обе стороны от проселочной дороги на аг.Лукомль, слева от трассы Чашники-Новолукомль. Местное название – «Волотовки».

Могильник расположен группами: 3 насыпи находятся на сельском кладбище, 7 насыпей в 0,4 км южнее по обе стороны проселочной дороги на Лукомль, 3-я группа – в 0,15 км справа от проселочной дороги на аг.Лукомль

 

 

9

Курганный могильник периода раннего средневековья(IX–XIII столетия)

д.Трилесино, на южной окраине деревни



Курганный могильник периода раннего средневековьярасположен на южной окраине деревни Трилесино, на правом берегу р.Улла, слева от дороги из Чашник в д.Трилесено.Могильник насчитывает 18 насыпей.

10

Курганный могильник периода раннего средневековья (IX–XIII столетия)

д.Трухановичи, за 1,0 км на север от деревни



Курганный могильник периода раннего средневековья расположен в 1,0 км на север от деревниТрухановичи, справа от проселочной дороги на д.Заречная, в 0,5 км от последней, в 1,0 км от пересечения с дорогой Круглица-Трухановичи. Могильник насчитывает 9 насыпей.

11

Курганный могильник периода раннего средневековья (IX–XIII столетия)

аг. Иванск, за 1,5 км на юго-восток от агрогородка


 

Курганный могильник периода раннего средневековья расположен в 1,5 км на юго-восток от аг.Иванск, в 0,3 км справа от дороги Иванск-Селец, на левом берегу р.Улла, в урочище «Борок».

Могильник, состоящий из 9 насыпей, вытянут вдоль берега р.Улла на 100-150 м.

Общая площадь памятника составляет 5000 кв.м, протяженность вдоль берега р.Улла – 150-200 м, ширина 25 м.

12

Курганный могильник -1, Курганный могильник -3(IX–XIII столетия)

д.Слободка, за 1,5 км. на запад от деревни


 

Курганный могильник -1, Курганный могильник -3 расположены в 1,5 км. на запад от д.  Слободка, на северном берегу оз.Лукомльское, на опушке леса и в лесу по обе стороны от лесной дороги на д.Гурец

 

13

Остатки Троицкой церкви(XVI–XVII столетия)

д.Белая Церковь


 

Остатки Троицкой церкви - наиболее известная и значимая достопримечательность региона, которая является памятником архитектуры раннего барокко, имеет национальную значимость и отнесена к историко-культурной ценности «2» категории. 

     Храм, расположенный на восточной окраине деревни, на берегу озера Белое (Черейское), был построен Львом Сапегой в 1597-1599 годах вместе с монастырем, от белых стен которого получил название Белоцерковского. Состоит из высокой трехъярусной башни, носившей оборонительную функцию, притвора, средней части храма и алтаря.

Толщина стен составляет 1,75 – 2 метра. Оконные проемы узкие, полу циркулярные. Основной объём перекрыт цилиндрическим сводом с распалубками.

     В храме имелась копия известного образа «Матери Божьей Знамение», перевезённая в 1640 году Львом Сапегой, а также золотая плащаница и серебряный крест. В склепе церкви похоронены родители Льва Сапеги.

     В 1834 году монастырь был закрыт и со временем подвергся разрушению. На начало 2014 года храм находится в руинированном состоянии.

14

Братская могила (1941–1944 годы) г.Чашники



Братская могила (1941–1944 годы) расположена в г.Чашники, ул.Советская

В Братской могиле захоронены красноармейцы, которые погибли в Гражданскую войну; партизаны, погибшие в октябре 1943 в ходе разгрома вражеских гарнизонов и воины, погибшие в июне 1944 года, при освобождении города от немецко-фашистских захватчиков (всего захоронено 46 человек).

Здесь же захоронены воины 357-й стрелковой дивизии 43 армии 1-го Прибалтийского фронта и партизаны Чашникской партизанской бригады «Дубова», погибшие при освобождении города от немецко-фашистских захватчиков 27.06.1944 год.

В 1965 г. на братской могиле поставлен памятник - скульптура воина.

СПИСОК НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ ЧАШНИКСКОГО РАЙОНА, ВКЛЮЧЕННЫХ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СПИСОК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

№ п/п

Наименование историко-культурной ценности.

Место расположения

Описание

 1.  Обряд «Розгары» в агрогородке Лукомль Чашникского района Витебской области

Обряд «Розгары» проводится на восьмой день после праздника Троицы в понедельник. Важнейшими составляющими этого обряда являются возложение венка, возложение венка русалки на кладбище и собственно почитание этого природного духа. Ведь русалка – это дух нивы, который в этом году наполняет рожь силой, но время идет и его надо везти на кладбище. Жители агрогородка Лукомль представляют собой единую общину не только по месту жительства, но и общину, имеющую самобытную традиционную культуру и признающую этот элемент частью своего культурного наследия.
Ценность обряда в том, что он связан с памятью и уважением к своим предкам, от которых он передавался следующему поколению для сохранения своей идентичности, чувства самобытности.
 2  Традиционное блюдо «Клёцкі з душамі» Віцебскай вобласці»

«Клёцкі з душамі» - это самобытное региональное блюдо, которое уже стало кулинарным брендом Чашниччины.
«Клёцкі з душамі» готовят во время ежегодных постов и праздников, а также подают на стол в память о предках — элемент выполняет сакральную функцию. Это блюдо является своеобразным маркером региональной кухни, подчеркивает самобытную культуру Чашниччины, ее традиции. Употребление традиционных «клёцак з душамі» сплачивает семью за семейным столом, способствует воспитанию у новых поколений уважения к предкам, их традициям, сохранению их культурной самобытности.
 3 Соломоплетение, как элемент нематериально-культурного наследия


 

Согласно постановления Министерства культуры Республики Беларусь № 15 от 20 февраля 2020 года нематериальному проявлению творчества человека – «Белорусские художественные практики соломоплетения», придан статус историко-культурной ценности. Носителями и преемниками традиции в Чашникском районе признаны три мастера: Худякова Т.А., Атрашкевич В.Б., Елисеева З.С.

1 декабря 2022 г. Межправительственный комитет по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО  в принял решение о включении  «Соломоплетения Беларуси» в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Белорусские произведения из соломки не имеют аналогов в мире, являются одной из наиболее национально отличительных форм выявления духовных ценностей и художественных традиций белорусов.

Для детей и взрослых в Чашникском Доме ремёсел действуют кружки по обучению ремеслу соломоплетения. Проводятся выставки и фестивали ремесел и народного творчества. 



Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь

Историко-культурное наследие 

Историко-культурное наследие Витебской области

Историко-культурное наследие Республики Беларусь 

Порядок проведения работ на историко-культурных ценностях и в зонах их охраны 

Памятка собственнику историко-культурной ценности 

Объекты недвижимости на территории Витебской области, включенные в Государственный список историко-культурного наследия Республики Беларусь и неиспользуемых в настоящий момент, которые могут быть переданы в собственность для реализации инвестпроектов

О порядке осуществления отчислений за предпринимательскую деятельность, которая оказывает непосредственное воздействие на историко-культурную ценность или зоны охраны историко-культурной ценности 

Объекты историко-культурного наследия Витебской области, восстановленные за счёт государства

 

 


 


Опрос
Что, на Ваш взгляд, требуется для улучшения качества обслуживания в службе "одно окно"?
Интернет-ресурсы