Адрес: 211149, город Чашники, ул. Советская, 44
Е-mail: chashrik@vitobl.by
Факс: 8 (02133) 3 51 75
Телефон: 8 (02133) 3 51 82
Стремительное развитие цифровых технологий, резкое увеличение предоставляемых населению числа электронных услуг, а также отсутствие у многих граждан базовых знаний по защите личной информации в интернете привели к устойчивому росту киберпреступлений в нашей стране. Как сообщает МВД Республики Беларусь, в 2015 году таких правонарушений было совершено 2,4 тысячи, а уже в 2020 году — 25,5 тысячи. К сожалению, в нынешнем интернет-мошенники проявляют не меньшую активность. С апреля по март уже зарегистрировано 7412 случаев хищения средств с банковских карт. В минувшем году к уголовной ответственности привлечены 1592 человека, из них основная часть — неработающие и не учащиеся. Почти половина из этого количества преступников ранее были судимы. Что интересно, треть из тех, кто воровал деньги, — женщины.
Белорусы в 2020-м лишились 1 миллиона 545 тысяч рублей. Чаще всего воровали деньги с помощью вишинга — телефонного мошенничества, когда во время звонка злоумышленники, используя приемы, методы и технологии социальной инженерии, под разными предлогами, играя определенную роль (как правило, сотрудника банка, технического специалиста и пр.), вынуждают человека сообщить им свои конфиденциальные банковские или персональные данные либо стимулируют к совершению определенных действий со своими банковскими счетом или картой. К ним относятся фамилия, имя и отчество, имена родственников, адреса, логины и пароли, номера телефонов, платежных карт, содержимое контрольных SMS от банка и т.д.
С потенциальной жертвой злоумышленники связываются не только по телефону, но и через Viber. А для пущей убедительности подписывают аккаунт названием банка, а номер начинают цифрами +357 (их сразу можно перепутать с кодом Беларуси +375). Чтобы собеседник поверил, пользуются профессиональной терминологией, говорят быстро и уверенно, при разговоре слышен офисный шум, имитирующий работу колл-центра, переключают телефон между отделами и т.п. Уверяют, что случится непоправимое, торопят и запугивают.
Один из новых способов вишинга заключается в том, что с абонентом связываются через мессенджеры, объясняют, что у клиента зафиксирована странная активность по счету в виде несанкционированных переводов. При этом преступники уже не просят ни паролей, ни кодов, ни номера банковской карты, а уговаривают скачать на телефон приложение, якобы способное вычислить злодеев с помощью удаленного доступа. Установив, например, «AnyDesk» и начав его использовать, владелец смартфона предоставляет другим лицам возможность «видеть» все операции, которые он выполняет на своем гаджете, в том числе пароли и логины от «Интернет-банкинга», что позволяет без труда украсть все ваши деньги.
Также обманщики начали говорить с потенциальными жертвами от имени представителей Нацбанка. Рассказывают, что недобросовестный сотрудник данного финансового учреждения использует ваши персональные данные и оформил кредит. Убеждают не портить себе кредитную историю, а взять займ наличными и положить на указанный мошеннический счет. Обещают, что вложения вернут, как только разоблачат вора, который уже на крючке спецслужб.
На втором месте по популярности у киберпреступников — фишинг. Обманщики создают страницу, визуально похожую на реально принадлежащую компании. Отправив ссылку на подобный ресурс, ждут, пока пользователь введет на нем свои данные, которые потом используют по своему усмотрению.
Особенно популярен «фальшивый Kufar». Продавцы-воры размещают на крупной торговой площадке объявления о продаже каких-либо товаров по привлекательной цене. После гражданам, заинтересованным в покупке, предлагают перенести общение в мессенджеры: Viber, WhatsApp и др. Пишут, что готовы продать вещь через «Куфар Доставку». После чего высылают ссылку на страницу, точную копию оригинала, где предлагают ввести данные для оплаты за товар.
Преступник также может вы-ступить и в роли покупателя, якобы хочет внести предоплату, для чего запрашивает название банка и номер карты. После чего сообщает, что нужно подтвердить перевод, и адресует поддельную ссылку, перейдя по которой, пользователи оказываются на несуществующей странице интернет-банкинга, где стоит заполнить данные для входа и ввести код из SMS.
На третьем месте — взлом соцсетей, после чего с аккаунта воры начинают писать в личные сообщения друзьям с просьбой о финансовой помощи.